В Госдуму внесен законопроект, направленный на установление ответственности за уклонение от весогабаритного контроля для водителей большегрузов. Власти предлагают лишать прав водителей, которые отказываются от взвешивания машин, а также ввести штрафы для них и собственников транспортных средств. Эти меры направлены на устранение лазеек в законодательстве, которые позволяют фурам избегать наказания за перегруз.
Проблема перегруза и текущие меры
Сегодня до 30% водителей грузовиков уклоняются от весогабаритного контроля. Существующие взыскания не всегда эффективны, так как водители находят способы обмануть автоматические системы контроля, объезжая их по обочинам, закрывая номера и т.д. Действующие штрафы за перегруз транспортных средств были скорректированы 14 апреля 2023 года. При превышении нормы загрузки на 10–20% штраф для собственников многотоннажных автомобилей составляет 200–250 тыс. рублей, а при превышении на 50% — 400 тыс. рублей. Однако дальнобойщики продолжают игнорировать пункты весового контроля и ездить с перевесом.
Законодательные инициативы
В настоящий момент в законодательстве есть лазейка, позволяющая перевозчикам избегать проверок. В «Уставе автомобильного транспорта» (№ 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года) не прописана юридическая обязанность водителей проходить проверки, и, следовательно, отсутствует административная ответственность за уклонение от весогабаритного контроля. Для устранения этой проблемы зампредседателя правительства внес в Госдуму законопроект, призванный закрепить изменения в уставе.
Предлагаемые изменения
Согласно предлагаемым изменениям, статья 3 будет дополнена следующим содержанием: водители, в отношении транспортных средств которых осуществляется проверка, обязаны по требованию уполномоченного должностного лица обеспечить прохождение весового и габаритного контроля. Эта формулировка позволит закрепить юридическую обязанность водителей проходить взвешивание.
Проблемы и последствия
По данным аппарата правительства, в ряде регионов доля уклоняющихся от весогабаритного контроля машин приближается к 75%. Это приводит к росту аварийности, разрушению дорожного покрытия и инфраструктуры из-за превышения допустимой массы транспортных средств. По информации Минтранса, перегруз крупнотоннажного транспорта увеличивает расход на содержание федеральной дорожной сети более чем на 700 млрд рублей в год.
Новые штрафы и лишение прав
Еще одним законопроектом планируется ввести штрафы за непрохождение весогабаритного контроля. Группа сенаторов внесла документ в Госдуму, предлагающий внести поправки в статью 12.21 КоАП РФ. Законопроектом предполагается ввести штрафы для водителя ТС за уклонение от взвешивания машины на 10 тыс. рублей и лишение прав на срок до шести месяцев. В отношении собственника грузовика — взыскание на 100 тыс. рублей. За обман автоматических систем контроля штраф составит 400 тыс. рублей для собственников ТС.
Мнение экспертов
Президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин отметил, что чаще всего с перегрузом ездят самосвалы, бетономешалки, зерновозы и лесовозы. Он также подчеркнул, что водителей вынуждают заказчики, которые рассчитывают оплату по факту отгрузки, не обращая внимания на вес. Матягин предложил учесть роль заказчиков в перегрузе транспорта и перенести часть ответственности на них.
Заключение
Новые законодательные инициативы направлены на то, чтобы сделать прохождение весогабаритного контроля обязательной нормой и обеспечить неотвратимость применения санкций за нарушение правил. Это должно стимулировать водителей соблюдать нормы загрузки транспорта и снизить количество аварий и разрушений дорожного покрытия.